понедельник, 30 сентября 2013 г.

Матрешка

    Еще один элемент  бело-синего декора к кухне - Матрешка , для меня очень многозначительный символ.. поэтому  решила иметь  и вышитую матрешку..И  у  моей  любви к матрешке есть своя история..
   Матрешки мне всегда нравились, а точнее  к ним всегда очень тянуло и притягивало.. сама не знаю почему.. но при этом  никогда не задумывалась , почему у матрешки внутри еще матрешки.. когда она возникла.. в Индии  видела индийские матрешки (в индийской одежде) и тоже не задумывалась, как они здесь оказались.. хотя внутри что-то все время "било в колокол".
 Мне просто нравились матрешки.... К тому же они всегда идеальный подарок - сувенир для иностранцев... их уже немало подарила в иностранных поездках . В основном - это  матрешка-магнитик или матрешка с зубочистками. Они недорогие и их покупаю обычно оптом.
    Реакция от такого подарка- самая приятная, многие их знают и называют по-разному: бабушками или катюшками. Матрешки побольше  по 5 и 7 шт.обычно покупаю возле Красной площади, там есть и совсем недорогие по 150 р., главное найти аккуратную роспись.Вобщем любовь иностранцев к матрешкам мне хорошо знакома..
  И вот однажды на одной конференции по культуре в Риме,  слушала один доклад со слайдами. Там было много всего интересного и полезного о духовных и культурных аспектах в творчестве итальянских художников, прежде всего Микеланджело и Леонардо..и вот на экране новый слайд - очень красивая русская матрешка из 7 шт., стоящих в ряд, причем сине - белая под Гжель.. Надо сказать, что роспись была очень хорошего качества,  поэтому  приготовилась слушать что-то про красоту и орнамент русской росписи. Но об этом не было ни слова. Речь была о конструкции матрешки.. очень плавно доклад был подведен к тому,  что матрешка - это символ 7 тел человека, символ матери и семьи.. была придумана в Индии еще в 3 тыс.до н.э... это  сжато, а доклад был минут 10..  честно, я чуть со стула не упала, и эта информация очень надолго меня ввела в ступор..было очень интересное, чисто интуитивное чувство, что эту информацию  нужно еще очень глубоко осознать..

   А дома  порылась в  многоязычном интернете и узнала, что русская матрешка была создана только в конце 19 в., но по некоторым источникам ее начали делать и намного раньше.. также как и в Европе.. когда Индия стала частью Британской империи.. и из нее начали вывозить и матрешку..

   Больше всего в этой истории  поразило, как часто  не замечается  явное..Ведь я немало видела индийских матрешек в Индии, но  даже не задумалась, как она здесь оказалась..и явное про 7 тел человека..и почему она в сари.Еще больше потрясла информация о символизме и смысле индийской матрешки, то о чем  очень много знаю и мне очень близко.Стало понятно почему, зачем  и как она возникла, и почему именно в том месте в Северной Индии... Она символизирует очень глубокие духовные аспекты богини Матери   .. неслучайно в России ее тоже назвали созвучным именем Матрена. Традиционно в Индии она изображалась в красном или красно-зеленом сари (именно эти цвета богини) и роспись достаточно скромная.. но ее смысл не внешний , а внутренний..и одновременно глобальный..под покровительством энергий богини находится самопознание мира во всех его формах, это ее дети, ее семья (7 -я) ...
  Разные другие формы инд.матрешек в виде животных и мудрецов - это уже более современная  интерпретация - в общем-то подделка.. т.к. до  сих пор ее изготавливают только на Севере Индии в Гималаях, в высокогорных деревнях больше для паломников.. и в форме женщины ..и именно оттуда она считается  настоящей.. также как и у нас настоящая Гжель делается в Гжели или вологодское кружево в Вологде..
  Русская матрешка - это в любом случае бренд России со своим чисто русским колоритом и большим богатством росписи... при любом случае в магазинах или на выставке люблю поглазеть на них.
  Вот так для меня матрешка обрела новый смысл..

4 комментария:

  1. Спасибо, очень интересно, не знала о корнях матрешки, удивлена))
    Матрешка вышитая получилась очень нежная)

    ОтветитьУдалить
  2. Ну надо же! Очень интересный экскурс в историю!:) А я раньше слышала, что матрешка к нам пришла из Японии!
    Вышитая матрешка очень хороша!:)

    ОтветитьУдалить
  3. Светуль, привет! Как к тебе ни зайду, так что-то удивительно-познавательное найду! =)))
    Слушай, ну про семь я я знала, почему их, матрешек несколько. Но что они родом из Индии и что только в одном месте они делаются настоящими...круто! Обязательно почитаю про это, спасибо за "статью". Твоя матрешка очаровательна! =))

    ОтветитьУдалить